Убеждения — это ещё одна важная часть в управлении вашей психологией, в укреплении вашей психологии, так чтобы вы быстрее изучали английский язык или любое другое дело, гораздо быстрее. Убеждения бывают двух основных видов: лимитирующие и усиливающие.
Давайте сначала поговорим о лимитирующих убеждениях. Определимся с понятиями, лимит — это что останавливает вас. Это как граница, предел. Это мешает двигаться вперёд. Таким образом, лимитирующее, ограничивающее убеждение — это убеждение, которое мешает совершенствоваться, которое не даёт вам стать лучше. И я бы сказал, что большинство людей, изучающих английский язык, имеют ограничивающие убеждения и многие из них имеют очень сильные ограничивающие убеждения. Я называю такие убеждения "английская травма". Этот термин я услышал от некоторых моих японских студентов. Они говорили мне: "Эй Джей, я не могу хорошо говорить по-английски, потому что у меня английская травма".
Что же такое "английская травма"? Что это, о чём они говорят? Итак, травма означает некое повреждение, некую боль. Эмоциональную боль, глубокую эмоциональную боль. Они имели в виду, что у них был крайне негативный, болезненный опыт в изучении английского в прошлом. Другими словами, когда они учили английский в школе, и даже в более старшем возрасте, они получили массу негатива. И весь этот негатив создал некие крайне негативные убеждения, крайне ограничивающие убеждения. Например, они говорят: "У меня плохо с английским". Это убеждение. Это может быть правдой, а может и не быть. Но это всего лишь мнение, это убеждение, которое у них есть.
Другое убеждение, очень распространенное убеждение, что английский язык трудный. Или что английский язык сложный. Для меня английский очень простой, потому что я носитель языка, так же как ваш родной язык очень прост для вас. Девушка Томо (Tomoe) может свободно говорить по-японски, потому что она японка. Я так же мог бы сказать: "Японский — трудный", а она бы возразила: "Нет, японский очень лёгкий". Это просто убеждения, которые рождаются от наших переживаний. Проблема в том, что эти лимитирующие убеждения тормозят нас. Они, на самом деле, ограничивают нас. Они мешают нам стать лучше. Они вызывают целый ряд проблем для нас — студентов, учеников. У меня они тоже есть. Если бы я попытался выучить японский, например, то у меня было бы много таких ограничивающих убеждений. Я думаю: "Ох, японский — это так трудно, японский — очень сложный. Хотя бы взгляните на систему письменности. Она очень отличается от английского".
И эти убеждения вредят моей мотивации. Они снижают мою энергию, и они по сути ошибочны. Они неверны. Японский не должен быть трудным, не должен быть сложным. Маленький ребенок, даже маленький американский ребенок мог бы выучить японский без усилий, очень просто. А причина в том, одна из причин в том, что дети не имеют ограничивающих убеждений. Они могут петь песни и играть в игры, пользуясь иностранным языком, и они выучат его очень быстро, они скажут: "Японский очень простой". Тоже самое и у вас с английским. Вы обучались очень болезненным и трудным способом в прошлом. И вы создали и развили эти убеждения в своей голове. Что английский трудный. Что английский скучный. Что это больно. Что у меня плохо с английским. Что никогда не заговорю отлично по-английски. Это всё просто убеждения.
Как же вам устранить эти убеждения? Хорошо, они у вас есть. Вы знаете, что они негативны, знаете что они не помогают вам. Но мы должны выяснить, как нам избавиться от лимитирующих убеждений? И вот первый шаг: вы должны ослабить их. Вы должны делать их слабее, слабее и слабее. Вы должны подрубить их, срубить. Убеждения построены на некой основе. И основа эта — опыт или память. Иногда они только то, что вы себе всего лишь представляете. Но эти конкретные переживания или конкретное представление в определенный момент делает убеждение сильнее или слабее.
Так, например, вы думаете: "Английский — это мучительно и скучно". И когда вы думаете об этом убеждении, что конкретно вам приходит в голову? Отвечаю: вы думаете обо всех своих прошлых переживаниях. Вы думаете о времени в средней школе, когда ваш учитель исправлял вашу ошибку и вы испытывали страх. И вы думаете о возможно плохих оценках за тесты или исправления красным в тетрадях по английскому. И вы начинаете вспоминать ещё больше, и больше, и больше, больше этих негативных переживаний, этих негативных воспоминаний. И если накопится достаточно, то у вас сформируется очень сильное, глубокое, мощное убеждение: "Английский язык трудный. Английский — это мучительно. У меня плохо с английским". Поэтому, чтобы ослабить его, вам надо только поставить под сомнение его основу, спросить себя об этих воспоминаниях.
Вы должны поставить под сомнение переживания. Лишить переживания силы. И легкий способ это сделать — задавать вопросы о них. Например, позвольте мне задать следующий вопрос. Ваши предыдущие школы английского — они были отличными? Были они просто фантастическими школами английского с фантастическими, невероятными, веселыми, позитивными учителями? Был ли каждый день в радость? Я думаю, большинство ваших ответов будет "нет". Так вот интересно, если ваши школы были не превосходными, может быть, проблема была в них. Может, дело не в вас. Может, ваш английский не так хорош потому, что вы не ходили в хорошую школу. И в тех школах, в которые вы ходили, и те книги, которые читали, разве в них использовались проверенные методы?
В них использовались методы, основанные на научных исследованиях? Знали ли учителя об исследованиях в области изучения английского, преподавания английского? Они использовали только лучшие методы? Или они просто пользовались учебниками, которыми пользовались все остальные? Я знаю из моего преподавательского опыта, что большинство школ используют одни и те же учебники. И они даже не знают, почему. Может начальник сказал им: "Мы должны пользоваться этой книгой". Но они не выбирали самые-самые лучшие методы. Они не выбирали самые-самые лучшие книги. И может, причина вашей уверенности, что английский трудный язык, кроется в использовании трудных методов изучения в прошлом, или учителя виноваты. Может быть, вы думаете, что английский скучный, потому что вы использовали скучные методы. Вы ходили в скучную школу. У вас были скучные учителя. Может, английский вовсе не проблема. Может, он стал таковым из прошлого опыта. Может, из-за способа, которым вы учились или из-за места, где вы учились. Задайте себе эти вопросы. Подумайте над ними детально. Ослабьте ваши ограничивающие убеждения. Бросьте им вызов.
Другой вопрос, изучали ли вы язык в школе серьзно? Например, была ли хоть одна глава в книге, которую вы изучали долгое время и абсолютно разобрались в ней настолько, что полностью запомнили её на 100% и никогда не забудете? Вероятнее всего, нет. В большинстве школ, которые я видел и где однажды даже преподавал, всё было наоборот. Учителя дают предмет очень, очень, очень быстро. Вы учите одну главу в книге, бац, через неделю уже следующую, и следующую. Каждая глава содержит так много новых слов, так много новой грамматики. Например, вот мой опыт с испанским в старших классах, и в университете я тоже выбрал испанский. Я потратил в сумме около двух лет на испанский, но я его полностью забыл. Потому что мы никогда не учили серьёзно. Они просто пытались заставить нас выучить как можно больше слов, много слов, много грамматики, очень-очень быстро. И потом, конечно, я забыл всё. А как насчет вас? Вы изучали язык в школе углублённо? Если нет, то может это одна из проблем. Может, английский кажется трудным, потому что вы никогда не изучали его серьёзно. Может английский вовсе не проблема.
Наконец, вы учили грамматически-переводным методом? Вы учили много грамматических правил? Вы сдавали много тестов, экзаменов? Вы чувствуете себя хорошо при этом? Опять же, может быть, проблема в методе. Может бы, школа — это проблема, а не английский язык. Так что, подумайте над этими вопросами и думайте о них ежедневно. Думайте над ними много, особенно на этой неделе, когда вы проходите 4-й урок. Я хочу, чтобы вы думали над этими вопросами снова и снова, и снова. И были честны при этом. Чтобы вы начали разрушать свои ограничивающие убеждения. Избавьтесь от них. Они неправильные, ошибочные. Английский вовсе не трудный. Английский вовсе не мучительный и не болезненный. Английский совсем не скучный. Это только убеждение. Всего лишь прошлый опыт. Вы можете изменить эти убеждения прямо сейчас или поменять их в будущем.
Давайте сделаем это. Давайте теперь поговорим об усиливающих, разрешающих убеждениях, о позитивной стороне. Итак, усиливать (empower), глагол. Усиливать значит делать сильнее. Означает передавать энергию другому человеку. Или в данном случае это означает, что убеждение даёт вам энергию. Усиливающее убеждение — это такое, какое даёт вам почувствовать мощь, которое даёт вам силу. Это именно тот вид убеждения, который вам нужен, и вам необходимо выбрать именно такие убеждения.
Вы должны решить, какие убеждения сделают вас сильнее. Вот пример усиливающего убеждения. Вы можете заменить старые лимитирующие убеждения на это. Вы можете сказать: "Мой мозг — это природная машина для изучения языков". Потому что это как раз то, что показывают все научные исследования: наш мозг обучается языкам естественным путём. Он сконструирован для изучения языков. Это должно быть просто. Оно не должно требовать усилий. Должно быть приятно. Вы выучили свой родной язык именно так. Оно ведь не было трудно, правда? Для меня изучение английского было простым, так как я делал это абсолютно естественным путем. И еще более естественно я попытался учить японский, например, или испанский, и почувствовал облегчение. Так что это новое убеждение, и вы должны записать его и думать о нём. Запишите эту мысль, это убеждение: "Мой мозг — это естественная машина для изучения языка". Думайте об этом каждый день. Решите для себя выбрать это убеждение.
Вот ещё одно убеждение, которое вы должны для себя выбрать: "Английский может быть веселым и непринуждённым". Английский может быть веселым и непринуждённым — это усиливающее, разрешающее убеждение и это правда. Вы можете найти массу примеров. Некоторые из тех мини-историй, которые вы слышали, правда? Они смешные. Они глупые, иногда. Даже безумные, иногда. Но они не серьёзные. Английский может быть весёлым и без напряга. Это усиливающее убеждение вы должны выбрать для себя и помнить о нём постоянно.
И чтобы укрепить эти убеждения, вам нужен опыт. Помните, вам нужна основа, вам нужны примеры, подтверждающие убеждение. Я собираюсь показать вам несколько примеров, но вы сами сможете найти ещё. Найдём людей, которые очень хорошо говорят по-английски. Или может даже выучили хорошо и другие языки. Я приведу вам один из самых ярких примеров — лингвиcт Стив Кауфман (Steve Kaufman), говорящий, я думаю, уже на 12 языках. Я хочу, чтобы вы нашли таких людей и посмотрели на их убеждения. Я расскажу вам некоторые из его убеждений, потому что он мой друг. Я разговаривал с ним несколько раз, и Стив считает, например, что изучение языков — это легко и просто. Это его убеждение. Его родной язык английский, но он говорит на кантонском и мандаринском диалектах китайского, говорит по-японски, он говорит по-русски. Это всё якобы сложные языки. Для него они не представляют трудностей. Они легки и просты. Такое у него сильное убеждение. Другое его убеждение в том, что вы должны изучать языки естественно и должны сосредоточиться на смысле. Другими словами, он не сосредотачивается на грамматике. Он не фокусируется на скучных учебниках. Он читает полезные для него и интересные вещи. Слушает полезные и захватывающие вещи. Для него изучение языков — очень интересное дело.
[Вот здесь есть переведённая серия статей Стива Кауфмана — http://notabenoid.com/book/31592 — прим. пер.]
Вот что действительно мне интересно, так это некоторые убеждения, которые есть у всех моих лучших студентов. У всех у них есть похожие мысли. Лучшие студенты, те, которые учатся быстрее, те у которых лучшие оценки за тесты, те которые лучше знают язык, они все убеждены в этом. Они все считают, что английский это весело, интересно и ненапряжно. Они все считают, что обучение языку естественно. Они все считают, что должны сосредоточиться на смысле, а не на грамматике и маленьких частичках языка. Если вы хотите быть похожи на этих успешных людей, вы должны думать как они. Вы должны иметь те же убеждения что и они.
Вот что я хочу, чтобы вы сделали. Это ваше домашнее задание. Это последнее в этом уроке, последняя его часть. Я хочу, чтобы вы сделали следующее: написали два, три, четыре усиливающих убеждения, дающих вам энергию в изучении английского. Может быть такое: "Мой мозг — это машина для естественного изучения языка". Может, "Английский может быть веселым и ненапряжным". Может, "Я люблю английский". Я не знаю, запишите два, три четыре усиливающих убеждения об английском языке. И каждый день вы будете читать заклинание. Это хорошее слово, новое слово — заклинание (incantation).
Заклинание — это фраза или предложение, которое вы произносите снова и снова. Здесь есть некая волшебная идея, оно пришло из магии. Заклинание — это магическое предложение. Если вы произнесете его, то что-то произойдет. Вот откуда это взялось. Но для нас заклинание — это просто убеждение, которое мы собираемся произносить снова, и снова, и снова каждый день. Итак, вот что вы должны делать. Вы должны говорить: "Английский может быть веселым и ненапряжным". Вы собираетесь говорить это вслух каждый день, пока прогуливаетесь и пока позируете. И пока дышите, и пока улыбаетесь. Итак, вы собираетесь добавить еще одну вещь. Пока вы ходите, пока готовитесь к занятиям, вы должны повторять это вслух. Вы будете говорить: "Английский может быть веселым и ненапряжным". Вы будете это говорить с разными эмоциями. Скажите это с таким чувством, будто вы улыбаетесь, дышите глубоко, двигайте телом, держите хорошую осанку. И теперь вы дополнительно проговариваете эти сильные убеждения. Английский может быть весёлым и ненапряжным. Вы повторяете снова. Английский может быть весёлым и ненапряжным. И затем вы снова это говорите. Английский может быть весёлым и ненапряжным.
Вы можете делать это у себя в комнате и это отлично. Вы можете выйти на улицу и заставить всех посмотреть на вас как на сумасшедшего. Почему нет? Это же лучше, чем чувствовать себя бессильным, не так ли? Это лучше, чем скучать. Я обещаю, вы научитесь гораздо быстрее, если сделаете это. Так что, повторяйте заклинания каждый день прямо перед тем как сделать урок. Напрягите своё тело, войдите в пик эмоционального состояния и тогда произносите заклинания. Английский может быть весёлым и ненапряжным. Теперь ваше тело, ваш разум, ваши убеждения, — все они вместе очень сильны. Теперь вы готовы учиться.
Итак, подошёл к концу рассказ под названием "Убеждения".
Переведено на Нотабеноиде
http://notabenoid.com/book/31629/109473
Перевод курса «Power English» от А.Д. Хога (A.J. Hoge)
- 01. Intro / Введение
- 02. Emotional Mastery. Part 1 / Владение эмоциями. Часть 1
- 03. Emotional Mastery. Part 2 / Владение эмоциями. Часть 2
- 04. Beliefs / Убеждения
- 05. Thought Mastery / Управление мыслями
- 06. Models / Модели
- 07. Repetition / Повторение
- 08. Identity / Самосознание
- 09. Kaizen / Кайдзен
- 10. Reading Power / Сила чтения
- 11. Unlimited Power / Неограниченная мощь
- 12. Healthy at 100 / Здоровье в 100 лет
- 13. Walden / Уолден, или Жизнь в лесу
- 14. Superior Man / Настоящий мужчина
- 15. Taoism / Даосизм
- 16. Big Picture / Большая картина
- 17. Small Is Beautiful / Малое красиво
- 18. Slow Burn / Медленное сжигание
- 19. Leaders Make Mistakes / Лидеры делают ошибки
- 20. Attractor Factor / Секрет притяжения
- 21. Healthy Heart / Здоровое сердце
- 22. The Art of Power / Искусство силы
- 23. Excitement / Азарт
- 24. Adventure / Приключения
- 25. Plateaus / Плато
- 26. Search for Meaning / Поиск смысла
- 27. Be a Champion / Будь чемпионом
- 28. No Failure / Нет провалов
- 29. Break Rules / Нарушайте правила