Мистер Литки был учителем, а затем он стал директором средней школы. Вообще-то, мне кажется, он начал с директора младшей школы, а затем позже стал директором средней школы, общеобразовательной, просто обычной публичной государственной школы. И что же, из первой он создал просто невероятную школу, потрясающую, удивительную школу. Было написано много статей об этом. Она стала такой знаменитой, потому что в ту школу ходили небогатые ученики, из бедных семей. Т.е. школа не была для богатых людей с кучей денег. И до того, как мистер Литки стал директором, у школы было много проблем.
Но он пришёл и всё изменил. Он поменял учителей. Он нанимал только страстных, азартных, энергичных учителей, но он поменял не только это. Он изменил всю систему целиком. Он перестал фокусироваться на тестированиях. Он перестал фокусироваться на оценках. Он сфокусировался на учениках, как человеческих существах. Он хотел, чтобы его ученики выросли как люди. Не просто запомнили кучу фактов, а реально научились думать. И что ещё более важно, научились применять своё мышление и своё знание.
Напиример, множество его классов были основаны на проектах. Другими словами, ученики не учили учебники и не сдавали экзамены, нет, нет, нет. Они создавали проекты. И каждый проект был индивидуальным. Каждый ученик выбирал проект или проекты согласно собственным интересам. И конечно, учителя помогали вести эти проекты, систематизировать их.
Например, если ребёнок обожает динозавров, они бы сделали проект о динозаврах. Учитель математики, научный преподаватель, учитель английского, помогли бы ему изучить математику, науку, английский язык, историю, всё на свете, через призму динозавров, потому что ребёнок любит динозавров.
Они бы использовали динозавров для обучения математике, например. Может они бы вычисляли бы размер костей динозавров или что-нибудь подобное. Я точно не знаю, как они это делали, но они использовали индивидуальные увлечения учеников для обучения. Ученики делали невероятные, удивительные, огромные, трудные проекты. Они не были простыми. Они были реально сложными. Но дети были очень увлечены тем, что делали.
И ещё одна вещь, которую сделал Денис Литки, он вовлёк в процесс сообщество. В его школе были преподаватели, советники, помощники из сообщества... родителей, особенно родителей, но также экспертов. Итак, например, ребёнок обожает динозавров или может весь класс очень интересуется динозаврами, они приглашают экспертов из музеев, из университетов, чтобы дать детям очень углублённый материал о динозаврах, включая математику, науку, всё про динозавров.
Поэтому дети были в восторге. Они заново учились любить обучение. Они стали страстными, азартными учениками. Нет больше идиотских тестов. В конце своих больших проектов они должны были сделать демонстрации, презентации. Это как раз случается в реальной жизни, верно? Если вы на работе, вы не сдаёте тесты на оценку 5, 4, 3, 2. Вы обычно занимаетесь проектами на работе, а когда его заканчиваете, вы представляете результаты клиентам или вашему боссу, или кому-то. Вы устно или письменно должны рассказать: "Вот что я сделал. Вот такие получены результаты".
Это как раз то, что делают дети. Они встают перед классом, включая родителей, и проводят длительные демонстрации, выставки, презентации. И так они оцениваются, по их презентациям, по тому, что они узнали... а не по глупым тестам.
Но самая мощная вещь во всём этом деле, отгадайте что? Эти ученики всё-таки должны были сдавать определённые тесты. Правительство требует, чтобы они сдавали их. Эти ученики сдали тесты просто великолепно. Они никогда не пытались сдавать тесты во время своего обычного обучения. Они совсем не фокусировались на тестах, не готовились к ним. Но случилось так, что эти дети научились любить учёбу. С помощью новых методов они узнали столько всего, гораздо больше. И школа стала лучшей в штате по тестам, даже по тестам.... Интересно.
В то время, как другие школы были сфокусированы на тестах, ...тестах, тестах, тестах... всё время, учебниках и тестах, учебниках и экзаменах, они на самом деле выступили хуже даже по тестам. Но что ещё хуже, так это то, что в обычных школах, не только были хуже результаты тестов, но детям было скучно. Им не нравилась учёба. Учители были неэнергичными. Они были скучными, занудными. И это просто удивительно.
А теперь ещё лучше. Вот что Денис Литки сделал дальше. Он решил, что не может сделать всего, что хочет, в публичной школе, поэтом он создал собственные школы. Они называются школы Мэта (Met schools). И эти школы частные. Однако, они не для богатых людей.
По сути, большинство учеников бедные, не богатые. Но у них очень строгие критерии отбора. Они принимают не всех. Надо пройти интервью, чтобы попасть в эту школу. Они говорят об увлечениях, о том, почему они хотят пойти в такую школу. Должна быть мотивация у студентов и их родителей.
Проходит собеседование с родителями. Но не про деньги, а про увлечения. И эти школы абсолютно потрясающи. Вероятно, лучшие школы в США. У них есть высшая школа, средняя школа... не знаю,.. может и начальная школа тоже. Не знаю, у них много разных школ по всей стране. Не уверен, сколько. У них есть вебсайт. Поищите Денис Литки или "Большая картина" и сможете почитать про них побольше.
Итак, в своей книге он пишет немного про обучение. Это фантастическая книга. Если вы учитель или родитель, я крайне рекомендую эту книгу. Позвольте мне зачитать отрывок из книги. Поехали:
"Настоящая учёба — это не запоминание информации. Это понимание и умение её находить и применять на практике. Обучение тому, что делать с информацией, как её интегрировать, как её обсудить со своей семьёй, друзьями и одноклассниками. Вот что такое обучение.
Знаменитый психолог и эксперт по образованию Сеймур Сарасон (Seymour Sarason) напомнил мне недавно, что это похоже на убеждение психологов, которые верят, что пациентам становится лучше не во время терапевтических сеансов, а между ними.
Студенты аналогично, во время уроков не учат столько, сколько между уроками. Вот где происходит настоящее обучение. Теперь, я не предлагаю отбросить всё, чем сейчас занимаются школы, но я предлагаю более внимательно рассмотреть то, что мы называем обучением. Предлагаю быть честным, попробовать другие методы и посмотреть, что работает, а что нет. Обучение должно быть обучением мышлению.
Мой новый друг, Том Маглиоцци (Tom Magliozzi) из ток-шоу об автомобилях на национальном радио, много чего может сказать о настоящем обучении. Один из моих самых любимых отрывков из его книги тот, в котором Том, человек с докторской степенью по химической технологии, говорит так: "Мне кажется, что школы в первую очередь учат детей, как сдавать тесты. Этот навык мало нужен в реальной жизни, если только вы не участник викторины. Начальная школа готовит детей для юношеской. Юношеская для средней школы. Средняя школа готовит для высшей. Высшая школа готовит для университета. Университет готовит для выпускных экзаменов. Получается, цель школ, если мы можем так это назвать, просто подготовить детей для следующих школ."
Окей, очень интересно, да? Прелестно. Обожаю этот отрывок из его книги. Обожаю всю книгу. И он абсолютно прав. Традиционные школы, в которые вы ходили, когда учили английский, средняя школа, высшая школа или университет, они все были одинаковые. Они не готовили вас к жизни. Они не учили вас, как учиться. И уж определённо они не помогали вам развить страсть, азарт. Они не повышали ваше рвение учиться.
Вероятно, они убивали ваше желание учиться. Всё, что реально делали те школы, — готовили вас к следующим школам. Они готовили вас к сдаче экзаменов. А теперь угадайте. Когда вы покинули школу, вы много сдавали экзаменов? На вашей текущей работе... вы сдаёте экзамены каждый день, каждую неделю? Они вам дают тест и вы выбирает вариант ответа A, B, C, D? И ваш босс ставит вам оценку: "О, поздравляем. Вы набрали 90% очков. Вот вам деньги за вашу работу". Конечно, нет!
Школа — это такая дерьмовая среда, только для школы и годящаяся. Вот почему большинство учеников скучают. Вот почему они ненавидят школу. Не из-за интернета и не из-за телевизора, а потому что дети умные. Может быть, даже становятся умнее со временем, не знаю.
Дети очень умные. Они знают, что всё происходящее в школе — это чушь собачья. Они знают, что классы — это всё туфта. Они знают, что их учителя — тоже полное дерьмо. Я это понял, когда был в средней школе, кажется. Это я ещё медленно учился. Потребовалось много времени, чтобы это понять. Сегодня множество умных детишек, они вычисляют это уже в первом классе, когда ещё совсем маленькие.
Ну правда. Чему вы научились в школе? Как много из этого вы действительно используете сейчас? Я рад, что научился читать. Я рад, что научился арифметике. Всему остальному, что я считаю полезным с точки зрения знаний, с точки зрения навыков, способностей, я научился самостоятельно. Я научился, потому что я обожал учиться, потому что я прочитал так много книг за пределами школы. И я встретил таких прекрасных учителей вне школы. Вот где случилось моё потрясающее обучение. Не в школе.
Поэтому это ужасно, что мы делаем с нашим образованием. Во всём мире, в США. Это кошмар. Я преподавал в общеобразовательных школах в Японии. Они ужасны. Они также ужасны в Тайланде. Они ужасны в Европе. Они везде кошмарны, потому что они сфокусированы на тестах, экзаменах. Они сфокусированы на подготовке детей к другим школам.
А затем вы попадаете в реальный мир. Вы выходите в настоящий мир работы и неожиданно вам приходится делать совсем другое. Вдруг вы должны реально выполнять обязанности, делать реальные дела. Вам приходится общаться, налаживать хорошие отношения с другими людьми, учиться самостоятельно, вести исследования, искать знания.
И вы должны иметь, это важнее всего, энергию, страсть, лидерские качества. Вот что определяет успех в реальном мире. В школе такие качества наказываются. Азарт в школе, это обычно то, из-за чего дети попадают в неприятности. Энергичные дети, у кого больше всего страсти, так? Дети, которые задают слишком много вопросов, испытывают проблемы. А дети, которые сидят тихо, скучают, делают то, что им говорят, они хорошо живут в школе. Они плохо живут в реальном мире.
Поэтому Денис Литки говорит, мы должны изменить наши школы. Мы больше не живём в 19-м веке. Мы больше не живём в 20-м веке. Мы теперь не готовим детей для фабрик. Нам нужны дети и взрослые, способные мыслить творчески, с воображением. Нам нужны люди, способные общаться, кто может встать перед группой и общаться с интеллектом и жаром. Люди, которые создают вещи, которые формируют команды, кто знает как находить информацию... не нужно запоминать её. Вы просто должны быть способны её найти. Альберт Эйнштейн много говорил об этом.
Он говорил, интеллект способен найти знания, если умеет это делать. Не запоминать факты. Например, телефонные номера. Вам не надо запоминать телефонную книгу. Вы просто знаете, как её использовать. Интернет — отличный инструмент для этого. Нам не надо запоминать все эти факты.
Если я хочу узнать какой-то факт из истории США, мне не надо запоминать его. Я просто иду в интернет и нахожу его. Когда была подписана американская Декларация о независимости, точная дата? Что ж, мы все проходили это в школе, и конечно, мы все это знаем. Но если бы я это не знал, я мог бы пойти в интернет и выяснить это за 30 секунд. Вы могли бы, даже если вы в любой стране мира и никогда не учили этого. Можно очень легко найти такую информацию.
Итак, что мы должны уметь, это учиться искать факты, а не стараться их запомнить. Вот зачем у нас есть компьютеры. Мы должны сфокусироваться на том, как задействовать наши мозги. Учиться как учиться, как искать информацию, узнавать, как работают наши мозги, вот что нам надо на самом деле делать. Вот что я пытаюсь для вас делать с системой "Английский без усилий", взрослых учеников. Большинство из вас, к сожалению, прошли через негативный опыт школьного обучения. Вы прошли через эти ужасные школы.
И я пытаюсь уничтожить те воспоминания. Я стараюсь дать вам что-то абсолютно другое, новое. Я пытаюсь заново разбудить в вас страсть к обучению. Это моя миссия. Вот почему я кричу. Вот почем я прыгаю. Вот почему в моём голосе столько энергии. Вот зачем я рассказываю эти безумные истории. Потому что я пытаюсь вас разбудить.
Проснитесь! Обучение это прекрасно. Это не школа. Это не та фигня. Обучение это то, на что вы запрограммированы естественным образом. Ваша душа жаждет учиться. И я надеюсь, у меня получается. Извините, что всё время кричу, но надеюсь, получается. Надеюсь, я бужу ваше рвение, вашу страсть, вашу любовь к обучению.
Хорошо. Увидимся в следующий раз, на словарном уроке.
Переведено на Нотабеноиде
http://notabenoid.com/book/31629/109503
Перевод курса «Power English» от А.Д. Хога (A.J. Hoge)
- 01. Intro / Введение
- 02. Emotional Mastery. Part 1 / Владение эмоциями. Часть 1
- 03. Emotional Mastery. Part 2 / Владение эмоциями. Часть 2
- 04. Beliefs / Убеждения
- 05. Thought Mastery / Управление мыслями
- 06. Models / Модели
- 07. Repetition / Повторение
- 08. Identity / Самосознание
- 09. Kaizen / Кайдзен
- 10. Reading Power / Сила чтения
- 11. Unlimited Power / Неограниченная мощь
- 12. Healthy at 100 / Здоровье в 100 лет
- 13. Walden / Уолден, или Жизнь в лесу
- 14. Superior Man / Настоящий мужчина
- 15. Taoism / Даосизм
- 16. Big Picture / Большая картина
- 17. Small Is Beautiful / Малое красиво
- 18. Slow Burn / Медленное сжигание
- 19. Leaders Make Mistakes / Лидеры делают ошибки
- 20. Attractor Factor / Секрет притяжения
- 21. Healthy Heart / Здоровое сердце
- 22. The Art of Power / Искусство силы
- 23. Excitement / Азарт
- 24. Adventure / Приключения
- 25. Plateaus / Плато
- 26. Search for Meaning / Поиск смысла
- 27. Be a Champion / Будь чемпионом
- 28. No Failure / Нет провалов
- 29. Break Rules / Нарушайте правила